8. АТЛАС ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Атлас тибетской медицины» представляет собой комплект иллюстраций к главному учебнику тибетской медицины - трактату XVII века «Чжуд-ши». Живописный Атлас носит название «Вайдурья-онбо», что означает «Голубой берилл».
Автором идеи создания «Атласа» является регент V Далай-ламы, выдающийся политический деятель и ученый своего времени Дэсрид Санчжяй Чжамсо (1653-1705).
В этом уникальном Атласе содержатся описания предмета медицины, теория, основы клинической медицины (иглоукалывание, инфекционные заболевания, педиатрия, гинекология и т.д.), рассматриваются прогностика и диагностика, методы лечения, сведения об облике врача и подготовке врачебных кадров.
До наших дней дошло два комплекта «Атласа»: оригинал, который хранится в Лхасе и полный факсимильный список, принадлежащий Музею истории Бурятии им М.Н. Хангалова. В тибетском комплекте «Атласа» 79 таблиц, в бурятском – 77, из которых одна таблица утеряна. Размер листа составляет 81,5
На листе помещается от 7-9 до 170-180 рисунков. На верхней части каждого листа имеется надпись на тибетском языке, указывающая на то, к каким частям, главам или разделам относятся иллюстрации в целом. Если один лист иллюстрирует несколько глав, что обычно и наблюдается, то перед рисунком или группой рисунков, относящихся к одной главе, в желтом прямоугольнике дано название и порядковый номер этой главы, а иногда и раздела, когда глава большая. Каждый рисунок снабжен надписью.
Атлас тибетской медицины из коллекции Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова был привезен в конце XIX века эмчи-ламой Ширабом Сунуевым из тибетского медицинского монастыря Сэртог-мэмба в Цугольский дацан, где существовал медицинский факультет. В 1926 году Атлас был передан в Ацагатский дацан Бурятии, где была создана медицинская школа при содействии цаннит-хамбо ламы Агвана Доржиева и Хамбо ламы Ч-Д. Иролтуева.
Однако, сугубо медицинское содержание имеет лишь около половины плакатов «Атласа» – это анатомические плакаты, схемы биологически-активных точек для рефлексотерапии, рисунки лекарственных средств и инструментов, которые могли быть использованы по своему прямому назначению как наглядные пособия в медицинских школах.
Гораздо большую возможность для творческого самовыражения художники находят в темах, не имеющих прямой связи с медицинской проблематикой. В иллюстрациях «Атласа» отражаются среда обитания, образ жизни, материальный быт, внешний вид, нравы, религиозные и народные представления тибетцев XVIII в.
«Атлас» представляет интерес не только с медицинской точки зрения, но и является ценнейшим памятником тибетской культуры, ибо рисунки и тексты содержат массу этнографических подробностей, относящихся к жизни и быту тибетского народа, его мировоззрению.
В Россию тибетская медицина пришла из Тибета и Монголии, и в 1741 году Указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм, а вместе с ним и тибетская медицина были признаны в Российской империи официально на государственном уровне. В 1811 году был основан Агинский дацан, в котором в 1850-1860 гг. был образован философский факультет (Цаннид-дацан), в 1884 г. — медицинский факультет (Манба-дацан).
«Атлас тибетской медицины» был переведен ламами Цугольского дацана с тибетского языка в конце XIX века и использовался, как учебное пособие на медицинском факультете.