4. БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР (Иркутск)
Богоявленский собор (собор Богоявления, собор явления Господня) — православный храм (в XVIII—XIX вв. — кафедральный собор) в Иркутске, расположенный в историческом центре города на пересечении улиц Сухэ-Батора и Нижней набережной Ангары. Является вторым старейшим каменным зданием Иркутска.
Собор Богоявления был основан в 1693 году. В XVIII веке его собирались расширить, но не успели - во время пожара 3-го августа 1716 года он полностью сгорел.
Новый собор хотели выполнить из кирпича, но царский указ 1714 года временно запрещал возведение каменных построек: строительство новой столицы на берегу Невы требовало слишком много затрат, материалов и мастеровых. В 1718 году указ был частично отменен, и в том же году, в Иркутске заложили Богоявленский собор.
Вскоре новая стихия обрушилась на Иркутск, наводнение приостановило начавшиеся работы.
К кладке стен приступили лишь в мае 1719 года. Пять лет строили собор Богоявления. Он был задуман с колокольней и приделом, подчеркнуто большая роль отводилась декоративному убранству.
С 1934 года богослужения в соборе были прекращены и долгое время он использовался для хозяйственных нужд — в качестве цехов хлебозавода. В 1985 году после реставрации в соборе была размещена экспозиция Художественного музея. В 1990-е годы Богоявленский собор был возвращен Русской православной церкви.
Под влиянием барокко формы, характерные для культового зодчества второй половины XVII века, приобретают в Богоявленском соборе несколько иное решение. На традиционное кубическое основание четверика дополнительно поставлен восьмерик, увенчанный пятиглавием. В подобном построении прослеживается прототип ярусной композиции, свойственной зданиям эпохи барокко. Оригинальное завершение основного объема как нельзя лучше соответствовало высокой столпообразной шатровой колокольне и заметно обогащало объемно-пространственный образ собора.
О былом пятиглавом венчании здания мы можем судить только по старинным рисункам, так как позднее четыре угловые главки были разобраны. Равновесие объемов несколько нарушилось, и в силуэте памятника ведущую роль получил шатер колокольни, величавое навершие с пояском килевидных кокошников у основания, с рядами слухов, с золоченой главкой и венчающим ее крестом сообщило всему сооружению сдержанную, но богатырскую мощь. Динамичности устремленных вверх граней шатра, подчеркнутых гуртами, был противопоставлен двухярусный четверик основания с гульбищем на арках, лестничными спусками и крыльцами.
Шатровое завершение было традиционным в древнерусском зодчестве, и его широко использовали в строительстве церквей, звонниц, проезжих ворот острогов и сторожевых башен.. Подмастерья каменных дел, преемля вековой опыт деревянного зодчества, переносят излюбленное шатровое навершие на постройки из кирпича.
Убранство Богоявленского собора удивительно пышно, причудливо и своеобычно. Орнамент, рожденный фантазией мастера на фасадах собора, перейдет впоследствии на многие культовые постройки Иркутска и сообщит черты неповторимости архитектурным памятникам XVIII века: Троицкой, Тихвинской, Знаменской и другим церквам. Отделка фасадов Богоявленского собора включает нарядные наличники окон и порталов, карнизы сложного профиля, пояски арок, кронштейны, кокошники и другие детали архитектурного убранства. Полуколонки, примененные в декоре Спасской церкви, получили здесь ордерное завершение с капитлями и базами. Они широко использованы не только в обрамлении наличников: пучки колонн оформляют углы здания, соединения объемов и их развитые капители вписываются в венчающий стены здания многократно расчлененный карниз. Мелкая, щедро рассыпанная по всем деталям порезка усиливает переливы светотени на фасаде старинного сооружения.
На верхних плоскостях Богоявленского собора декор слегка приглушен, а в нижней части здания закрывает стены сплошным орнаментальным поясом. Барабан световой главы прорезан широкими окнами, окаймленными наличниками в виде колонн и оплетен вверху дугообразным валом, а внизу - рядом кокошников.
Большие полукруглые окна, расположенные на каждой второй грани восьмерика, лишены наличников, зато в небольшие углубления над ними вмурованы замковые камни, рисунок которых восходит к широко распространенному мотиву бурятского и монгольского орнамента.
Зрелые формы и линии барокко пронизывают убранство памятника. Но мастерам еще дороги особенности древнерусского декора. Смело отступив от канонического решения ордера, они убрали один из порталов сложной фигурной кладкой в старинном вкусе. Органично присущи древнерусскому зодчеству и многоцветные поливные изразцы, ярко подчеркнувшие самобытный убор Богоявленского собора.
Первые изразцы появились на Руси в конце XIV - начале XV века. Их применяли для украшеня наружных стен, а также для облицовки парадных печей. Вначале изразцы были без цветной поливы, с простым рисунокм. Изготовление многоцветных изразцов достигает исключительного совершенства во второй половине XVII века. Изразечник, выполнявший заказ для Богоявленского собора, по-видимому, был выходцем из Соликамска; ибо форма румпы иркутских изразцов с высокими краями встречается только в изделиях соликамского производства. Поливные украшения собора, надо полагать, выполняли в самом Иркутске. Свидетельствует об этом один весьма примечательный изразец. На зеленом фоне, широко раскинув лапы и крепко зажав в зубах добычу, застыл необычного вида зверь. Иркутяне легко признают в нем бабра с соболем: изображение старинного городского герба.
Трудоемкая икропотливая работа изразечника высоко ценилась соверменниками: недаром из изделия называли ценинными, то есть ценными, дорогими. Действительно стоимость трех изразцов в XVIII веке приравнивалась к рыночной стоимости коровы.
Для украшения Богоявленского собора изготовили свыше трехсот изразцов. Часть их них составили изразцы-розетки с незатейливыми, но достаточно выразительными рельефами. На одних видны крупные лепестки, на других - концентрические круги. Особое внимание приковывают изразцы, сюжеты которых навеяны языческими преданиями и образами.
Желто-зеленые переливы изразчатых поясов в сочетании с богатым декором на фоне белых стен усиливают праздничность и нарядность Богоявленсого собора, придают зданию обаяние.
Комментарии
I'm trying to get my blog to rank for some targeted
keywords but I'm not seeing very good success. If you know of any please
share. Kudos!
I'm kinda paranoid about losing everything I've worked hard
on. Any recommendations?
What web host are you the usage of? Can I am getting your affiliate hyperlink
on your host? I wish my web site loaded up as quickly as yours lol
It's pretty worth enough for me. Personally, if all webmasters and bloggers made
good content as you did, the net will be much more useful than ever before.
I've got you bookmarked to check out new things you post…
wanted to give a quick shout out and say I truly enjoy reading through your posts.
Can you recommend any other blogs/websites/forums that cover the same subjects?
Thanks for your time!
My iPad is now broken and she has 83 views. I know this is completely off topic
but I had to share it with someone!
RSS лента комментариев этой записи