Для кого-то путешествие автостопом – просто приключение и новые ощущения, для кого-то – целый ритуал и стиль жизни. Как бы то ни было, но тысячи людей во всём мире путешествуют автостопом, пересаживаясь с попутки на попутку, преодолевая тысячи километров без гроша в кармане (ну почти), каждый день видят новые страны, а то и континенты.
Во-первых, это всегда авантюра. Ведь никогда не знаешь, какой водитель тебе попадется, и сколько времени потратишь на то, чтобы добраться до пункта назначения. Во-вторых, это новые знакомства и новые эмоции. В-третьих, это свобода. Ты сам волен выбирать маршрут, транспорт, где спать и что есть. Это такой способ передвижения по автодорогам и родной страны, и всего мира, когда пассажир останавливает машину на трассе, а водитель подвозит оного до пункта назначения (или к ближайшей точке от пункта назначения). За поездку деньги не берутся, пассажир «платит» общением с водителем, разными прибаутками рассказами из жизни. Автостоп – это целое искусство, это стиль жизни и определенное восприятие мира и окружающих людей.
Обывателю может показаться, что такой способ путешествия как автостоп появился не так давно. Ничего подобного, это просто с приходом почти в каждый дом сети Интернет нам с вами стало больше известно об активном передвижении автостопщиков по территории России и всему миру.
В России основу массового движения автостопщиков было заложено в 1978 году Алексеем Воровым. Он создал Петербургскую Лигу Автостопа и сейчас является ее президентом и одновременно рекордсменом – 1, 7 млн. км проехал автостопом.
В 1996 году в городе Санкт-Петербург была создана Гильдия Мастеров Автостопа. Это некоммерческая общественная организация спортивного направления.
Московскую Школу Автостопа в 1994 году организовал известный во всём мире автостопщик Валерий Шанин. По данным 2001 года он преодолел свыше 600 тыс. км.
Несколько раз в году автостопщиками организовываются так называемые «эльбы» - съезды, а так же всевозможные соревнования.
Тут главное настрой. Нужно решиться на первый шаг, ведь страх перед поездкой с незнакомыми людьми перебороть очень трудно. И не стоит обманываться и видеть всё в розовых тонах, ведь автостоп это не только романтика. Автостопщик должен иметь хорошую физическую подготовку, сильный волевой характер, быть готовым провести пару дней без душа. Желательно быть отчасти психологом, топографом и просто любить приключения и общение, хорошо разбираться в людях. Пред выездом изучите карту автомобильных дорог и продумайте маршрут хотя бы приблизительно.
Для того чтобы не попасть впросак при первой же поездке, учтите советы, которые бывалые автостопщики дают новичкам.
Совет 1. Путешествуйте в компании, идеальный вариант конечно одному, но вдвоем хоть и медленнее получается, за то не скучно. Девушке в одиночку странствовать менее желательно, лучше с попутчиком или попутчицей.
Совет 2. Автостоп – это не шара. Не стоит садиться на голову водителю и чего-то требовать. Отношения должны сложиться партнерские – ты мне, я – тебе. Он вас везет, вы его развлекаете.
Совет 3. Внешний вид. Если уж примерили на себя образ автодорожного бродяги без гроша в кармане – соответствуйте ему. Представьте, как будет выглядеть заросший щетиной полуоборванец с рюкзаком за плечами, вытягивающий из кармана драных джинсов i-Phone последней модели… Поэтому кошелек спрячьте подальше от глаз водителя, а дорогие телефоны-ноутбуки лучше оставить дома. Не провоцируйте лишний раз человека. Для девушек: нет вызывающему макияжу, глубоким декольте и коротким юбкам! Иначе рискуете нарваться на неприятности – могут принять не за автостопершу, а за кое-кого другого… Спортивные штаны и слегка потрепанная просторная кофта не так опасна.
Совет 4. Программа-минимум. Не тащите с собой тяжеленых сумок! Возьмите средний рюкзак, в который положите минимум вещей. Документы, аптечку, смену белья, пару теплых носков и кофт на случай похолодания, спички, немного еды, нож, фонарик и фотоаппарат, средства личной гигиены… Что ещё нужно? Это вам не фешенебельный курорт, где all inclusive, а трасса… Кто знает, может, придётся быстренько ретироваться, если водителю что-то нехорошее в голову взбредет? По этой же причине не вещи лучше держать при себе, вежливо откажитесь от погрузки своих талмудов в багажник.
Совет 5. Привлекайте к себе внимание. Яркая одежда, табличка в руках с надписью пункта назначения, ночью – обязательно светоотражающие полоски на одежде (как у работников ДПС, только наклеенные вертикально, чтоб не наводить на водителей иллюзию). А главное – желание путешествовать.
Совет 6. Не бойтесь сказать «нет». Присмотритесь к водителю. Нравится вам этот человек? Или подозрительный и слегка пьяноват? Если не устраивает – поблагодарите и откажитесь от поездки, вы друг другу ничем не обязаны.
Совет 7. Останавливаем. Стопим энергично и с улыбкой на лице. Характерный жест автостопщика – вытянутая рука, четыре пальца в кулаке, а большой поднят вверх (так показывают «у меня всё ок»). Останавливать нужно только в местах, предусмотренных правилами дорожного движения. Ни один водитель не поставит собственную жизнь под угрозу и не станет подбирать человека перед мостом, спуском или подъемом и на повороте. Поэтому выбирайте прямые участки дороги с широкой обочиной, чтоб водитель мог съехать с трассы. Учтите: ночью мало кто решится взять «на борт» чужого, поэтому ловите транспорт до захода солнца.
Совет 8. А где же спать? А где получится. Будьте готовы к тому, что теплой летней ночью придется заночевать на сырой земле в спальном мешке с рюкзаком под головой. Но это самый крайний вариант. Лучше останавливать фуру с дальнобойщиками, и там поспать на их спальном месте (если позволят). Как вариант – слезно попроситься переночевать в придорожную кафешку или автозаправку.
Совет 9. Степь да степь кругом… И никто не остановился. Несколько часов можно стоять и не поймать в машину. Возможно, вы выбрали не то место. Пройдите пару десятков метров вперед по дороге. Не помогло? Значит, вы были слишком самоуверенны и чем-то прогневили духов дороги. Даже самые суеверные автостопщики начинали верить в них, когда проводили небольшой ритуал и на совершенно пустынной дороге , и - о чудо! - после многочасового бесплодного стояния их сразу подбирал водитель. Что сделать? Оставьте духам откуп – немного еды, воды, или пару монет со словами: «Помогите добраться до места назначения». Или в другой формулировке, но суть та же.
Совет 10. Другие страны. Если собрались колесить по Европе – нужно знать как минимум английский язык, так же изучите нюансы поведения на автодорогах. В некоторых странах жест «палец вверх» - оскорбление, нельзя голосовать на оживленных трасах и ночевать под открытым небом (для этого существуют хостелы и кемпинги, а это значит, что нужно иметь при себе немного денег).
P.S. Пару слов скептикам, критикующим автостоп как явление. Мыслите позитивно, будьте попроще, и люди к вам потянутся. А если долго убеждать себя и окружающих, что на трассе одни невежды и все только и мечтают обокрасть попутчика – так оно и случится.